Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ПРОБЛЕМЫ ТРУДНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
И ИХ РЕШЕНИЕ
КАК УПРАВЛЯТЬ ТРУДНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Дети чувствуют себя в безопасности, если их родители явля­ются требовательными (причем требования едины у всех членов семьи) и одновременно любящими и понимающими. Сказать твердо «нет», когда это необходимо, очень важно. Говорите «да» так часто, насколько это возможно, но если вы сказали «нет», будьте тверды в своем решении.

Очень трудно родителям вынести жалобы ребенка. Протесты, слезы и особенно визг детей нелегко выслушивать спокойно. Обыч­но взрослые стараются прекратить нежелательное поведение зап­ретами, попытками отвлечь ребенка или не замечать капризы. Дети же обычно перестают жаловаться, если родители внима­тельно их выслушивают и затем, когда это возможно, пытаются решить проблему. Если вы сочувственно выслушаете ребенка, то, возможно, это поможет предотвратить жалобы и вспышки гнева, даже если сама проблема не исчезнет.

У маленьких детей обычно много поводов для огорчения, хотя мы и делаем все возможное, чтобы уберечь их от этого. Важно уметь понять всё с точки зрения ребенка. Причем необ­ходимо, чтобы дети учились справляться с трудностями сами, поэтому лучше всего не стараться решать всё за них.

Когда ребенок плохо себя ведет, ему надо дать понять, что его понимают и разделяют его проблемы. Это обеспечивает ре­бенку чувство защищенности и уверенности в себе, так как го­раздо хуже, когда дети чувствуют себя отвергнутыми, непоня­тыми и напуганными.

Таким образом, маленьким детям очень важно знать, что ро­дители принимают их такими, какие они есть. Они могут это понять с помощью:

родительских улыбок и объятий;

готовности родителей всегда выслушать и помочь;

чувства, что их любят.

Каждому ребенку важно чувствовать себя любимым, счастли­вым и защищенным, но при этом естественными для него явля­ются чувства боли, волнения и гнева. Если дети плохо себя ведут, то для этого всегда есть причина. Однако они еще слишком малы, чтобы объяснить, в чем дело. Даже если невозможно узнать, чем вызвано плохое поведение, важно, помнить, что и «беспричинное поведение» скорее всего имеет причину, с точки зрения ребенка. Знание этого облегчит решение данной проблемы.

Маленькие дети часто испытывают трудности, которые волну­ют их и заставляют чувствовать себя беспомощными. Например, они могут болезненно реагировать на разнообразные перемены в режиме дня, питании, а также на общение с незнакомыми взро­слыми и детьми, болезни и т.д. Важно дать детям почувствовать себя понятыми в любой ситуации. Однако, сочувствуя ребенку, необходимо вместе с тем не позволять ему делать то, что нарушает заранее выдвинутые требования. Иногда дети понимают, что кап­ризы помогают им добиваться исполнения любых желаний, даже неразумных. Если это происходит, то дети, взрослея, становятся неуправляемыми. Так что взрослым нужно стараться всегда следо­вать правилам и сохранять твердость в своих решениях.

Проблемы со сном? Составьте распорядок дня и придержи­вайтесь его. Помните, что разным детям нужен сон разной дли­тельности.

Проблемы с едой? Старайтесь кормить ребенка регулярно и по возможности есть всем вместе. Не настаивайте на еде, но продолжайте ненавязчиво предлагать ее.

Вспышки гнева? Детям нужны строгие ясные правила пове­дения так же, как и сочувствие и понимание. Важно уметь гово­рить «да» и «нет». Иногда это может помочь детям почувствовать себя защищенными и уверенными.

КАК СПРАВИТЬСЯ С ДЕТСКИМ ГНЕВОМ

С первых лет жизни ребенок старается узнать как можно больше об окружающем мире и понять его. Четырехлетние дети часто быва­ют расстроены и угнетены из-за того, что они еще слишком малы, чтобы быть по-настоящему независимыми. Знание при­чин детского гнева помогает взрослым понять эти чувства и под­держивать самооценку малышей.

Большинство четырехлетних детей не могут контролировать свои поступки, и в некоторых ситуациях это вполне естественно. Кто-то решает за них, что им делать, есть, носить, слушать и смот­реть. А им иногда хочется сделать что-то, что им нравится са­мим, но у них нет такой возможности. Неудивительно, что вспышки гнева случаются довольно часто.

Иногда гнев вызывается расстройством и переутомлением, естественной потребностью ребенка во внимании или стремле­нием сделать что-то по-своему.

Вспышки гнева могут произойти в любое время и в любом месте и часто в ситуациях, когда вы чувствуете себя беспомощ­ными. Но даже если дети сердятся, плачут в самом «неподходя­щем» месте (магазине, транспорте и др.), им надо дать понять, что их уважают, любят такими, какие они есть, и о них забо­тятся.

Важно не идти на поводу у детского гнева. Показать, что вы понимаете чувства ребенка, совсем не значит, что вы «поддае­тесь». Гнев должен иметь выход, если только это не подвергает ребенка опасности. Оставайтесь рядом и постарайтесь успокоить его, когда вспышка закончится. Находясь вместе с ребенком и не отступая от своих требований, вы тем самым даете малышу чувство уверенности, которое ему необходимо.

Имейте всегда с собой любимую книжку, которую ребенок с. удовольствием листает. Она может быть полезна, когда вы нахо­дитесь в магазине, в машине, в очереди, когда вы говорите по телефону. Поищите миниатюрную книжку, которая помещает­ся в карман, и она выручит вас во многих ситуациях.

Книги часто помогают предотвратить гнев. Если вы чувствуе­те приближение вспышки гнева, возьмите любимую книжку и попробуйте побеседовать с ребенком — это может отвлечь ма­лыша.

Важно не выяснять причины гнева в самый «горячий» мо­мент. Подождите, пока ребенок успокоится, и дождитесь его дружелюбного настроения. Совместное рассматривание кар­тинок и чтение книг поможет начать разговор о чувствах ре­бенка. Именно умение говорить о чувствах позволит ему быть понятым и может в будущем сделать вспышки гнева более редкими.

Маленьким детям необходимо внимание, поэтому убеди­тесь, что ребенок получает его достаточно. Даже если вы заняты другими делами и людьми, постарайтесь дать почувствовать де­тям, что через некоторое время вы будете с ними рядом — иг­рать или что-то делать вместе.

 

 

 

Вернуться