Ребенок и его эмоции
Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости. Эмоции необходимы человеку для выживания и благополучия. Не обладая эмоциями, т.е. не умея испытывать радость и печаль, страх и гнев, стыд и вину, мы не были бы в полной мере людьми.
Эмоции и развитие ребенка тесно связаны. Эмоции развиваются под влиянием условий жизни и воспитания, но именно самый ранний детский опыт общения с матерью закладывает в маленьком человеке черты его реагирования на себя, других людей и мир в целом. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был в семье желанным и ему уделяли много времени – не только для ухода за ним, но и для общения.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Ниже – несколько рекомендаций:
* Объясняйте ребенку, как называется его эмоция и как он может сказать о ней вслух: «Я сержусь», «Мне грустно», «Я волнуюсь», «Я удивилась» и т.д.
* Рассказывайте ребенку, почему он сейчас ее испытывает: «Моя хорошая, ты РАССТРОИЛАСЬ, потому что хочешь играть еще», «Ты РАЗОЗЛИЛСЯ, потому что не получается построить высокую башенку».
* Ограничивайте только нежелательные действия в адрес других людей и себя.
* Говорите и о своих чувствах в ответ на действия/слова ребенка: «Мне обидно, когда…», «Я расстраиваюсь, когда…», «Я волнуюсь, когда...».
Так ребенок будет лучше понимать, что чувствуют другие люди в ответ на его слова и поступки.
Педагог-психолог Теслюк Анастасия Владимировна