Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Для ребенка игра - это способ самореа­лизации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реаль­ной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сцена­рия (сюжета), выбор и распре­деление ролей, собственно игровые действия,. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

 

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имею­щиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любоз­нательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что ви­дел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитив­ный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

        Ребенку необходимы время и игровое пространство.

Игровое пространство — это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал. Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хоро­шо, если у него есть своя комната, столик и стульчик для игр. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей по­лочке. Позаботьтесь о постоянном игровом: уголке, где можно бы расположить кукольную мебель и игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Если он знает, что его машина или постройка останется неприкосновенной, то без слов пойдет обедать. Просматривай­те время от времени с ребенком его уголок, приучайте его вытирать пыль, вместе чистите, мойте игрушки, отбирайте поврежденные, «лечите» их в больнице. Общение с родителя­ми и их серьезное отношение к игре и игрушкам необходимы ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к сво­им проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, поло­жительные эмоции.

      Если ваш ребенок не играет, попробуйте создать ему дома необходимые для этого условия. Дайте ему возможность по­играть. Для этого создавайте ему условия для получения яр­ких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, зада­вайте вопросы, подбирайте соответствующие игрушки.

      Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами дет­ской игры, советуют обучать детей способам игрового отобра­жения действительности. Вмешивайтесь в игру ребенка ненавязчиво, побуждайте его действовать по опреде­ленному сюжету, обращайте внимание на то, что он делает. Для ребенка много значит одобрение родителей, участие, которое они проявляют в игре. Если вы будете играть вместе, то, несомненно, у ребенка разовьется игровая деятельность.

По мнению специалистов, достаточно поиграть с ребенком 15-20 минут в день. С детьми 4-5 лет можно играть реже, 1— 2 раза в неделю. Рекомендуется определить время для игры в выходные дни, уточнить с ребенком время.           

       Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотре­нию, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической целесообразности иг­рушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбро­сит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющие­ся игрушки однородны — это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно убери­те, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Напри­мер, создайте ситуацию возвращения куклы из длительного путешествия. Или разделите игрушки на несколько равно­ценных наборов и периодически (1-2 раза в месяц) меняйте их. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинирован­ность и ответственность в дальнейшем.

Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести но­вую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситу­ации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на ее покупку, значит, можно пообещать ребенку, что ее подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребенка попытайтесь переключить.

Итак, чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей иг­рать, использовать предметы-заместители, воображаемые предметы и помните, что игра доставляет ребенку много положительных эмо­ций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишай­те его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

 

Литература:

 

1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2001.

2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000.

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. М.: АЙРИС-пресс, 2011.

4. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990.

5. Семушкина Л.Г., Борщанская Б.Р., Красницкая Г.И.. Практикум по по дошкольной педагогике. М., 1990.

 

 

 

 

 

 

Вернуться