Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

   Здравствуйте, уважаемые родители!  Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его, играть с ним  – вот то, в чем нуждается ребенок. Ребенок  всему учится в общении с взрослым. Это создает фон, который ведет к развитию эмоционального интеллекта и  речи, умению слушать и думать.  Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы – их родители. Общение приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Такие виды общения, как улыбка, взгляд и нежное прикосновение,  увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. С первых месяцев жизни ребёнок познает мир. В дошкольном возрасте познание происходит в постоянном общении с взрослым через различные виды предметной деятельности и преимущественно на наглядной основе. Дефицит общения, эмоциональных контактов с взрослым, изоляция ребенка, могут привести к задержке развития. Поэтому взрослые должны удовлетворять не только все физические потребности ребёнка, но и обеспечивать эмоционально положительное развивающее общение.  В общении происходит обогащение ребёнка впечатлениями;  формируется первоначальное представление о себе (имя, представление о своей половой принадлежности: мальчик, девочка); познание самого себя через «озвучивание» чувств ребёнка (Например, «Дима устал, хочет спать»); формируется умение фиксировать внимание на лице взрослого, другого ребёнка и понимать выражение эмоций радость, печаль, спокойствие на их лицах;  происходит ознакомление с элементарными нормами поведения и правилами этикета , например, не бросать игрушки, здороваться, благодарить;   адекватно реагировать на слова,  выражающие просьбу, запрет: дай, на, нет, нельзя;  формируется эмоционально – положительная реакция ребёнка на разные виды деятельности;  развивается понимание речи, пополняется активный словарь.  Пользуйтесь каждым впечатлением и переживанием ребёнка, всем, что даёт обиходная жизнь, пусть это будет пустяк: пятно на полу, царапина на руке, сломанная игрушка, убежавшая кошка – всему этому надо придавать значение, и все впечатления и переживания облекать в устное слово, междометие.   Активно подключайте выразительные мимические средства, помните, что ваши жесты, мимика, пантомимика – наши первые помощники в общении. Например: «Ай, Вова упал!». Или если ребёнок взял в руки игрушку, сломал её и рассматривает: «Ай – ай – ай, Вова сломал!» и т.п. Таким вниманием  к разнообразной предметной деятельности ребенка, к его эмоциональным состояниям обучаем умению понимать эмоции и развиваем речь. Речевая деятельность на первых порах обслуживает другую деятельность – практическую. Речь, как и вся познавательная деятельность человека, «зарождается и развивается сначала как сторона, момент, аспект его практической деятельности. Лишь затем она выделяется из практической деятельности,  в которую она первоначально вплетена в качестве особой теоретической деятельности»  ( Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии, т.1. - М.,  1989, с. 119 – 207 ). Значит,  детей необходимо начинать учить не просто словам и фразам, существующим в языковой системе, а формировать у них потребность общения, понимания предметных связей и отношений, побуждать к называнию действий, предметов, которые включены в деятельность, их свойств, качеств, признаков, назначения, составных частей. Детям необходимо научиться координировать совместные с другими действия, выражать свои желания, чувства, просьбы, удовлетворять познавательный интерес к окружающему словесными средствами. Общение, опосредованное предметами, способствует возникновению у малыша потребности в совместных действиях с  взрослым, вызывает интерес к окружающему – предметам, игрушкам, действиям с ними. Надо побуждать ребёнка вступать со взрослым в «перекличку», включая в речевую практику уже произносимые ребенком фонемы (отдельные звуки, например, певучие гласные звуки в играх, например, «Укачаем куклу», «Больница» ), знакомые слоги ( имеющийся лепетный «репертуар»), способствовать к подражанию новым слогам, различным интонациям, т.е. продолжать развивать предпосылки активной речи. Все это делается для подготовки детей к овладению устной речью. Пение певучих гласных, повторение уже имеющихся и новых слогов способствует развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения и голосовых реакций, накоплению пассивного словаря и формированию умения повторять за взрослым некоторые простейшие слова.  Начинаем, как правило, пополнять активный словарь ребенка словами, состоящими из двух одинаковых слогов: «ма – ма», «па – па», «ба –ба», «дай – дай», «так – так», «тук – тук», «га – га», «ля – ля», «тик –так», «бух», «чик  -чик» и др.  Для развития способности подражания речи можно использовать книжки с большими картинками, изображающими животных. Они служат хорошим средством развития внимания у ребёнка, с одной стороны, смышлености – с другой, если по картинке вы требуете игрушку, отвечающую изображению;  короткие эмоциональные фразы и приговоры( «Наши гуси у пруда: га –га – га; наши курочки в окно : ко – ко – ко» и т.п.); игровые действия (игра – прятки «Ку – ку», игра «Здравствуйте! –  До свидания!»,  «Поехали – поехали»,  «Идет коза рогатая» и др. ). Слова и фразы берите из обиходной жизни, окружающей ребёнка, и непосредственно связанные с его интересами, тем  самым инициируя его эмоциональную отзывчивость.  Уважаемые  родители!   Вам необходимо обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для общения с вами:

 

Ребёнок  успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме, местах удаленных от него.

Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.

Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым, в первую очередь матерью. Ее материнская любовь вызывает у малыша ответное теплое чувство.

Я думаю, мои советы и рекомендации помогут вам в общении с вашими малышами! Помните, что общее и речевое воспитание ребёнка в семье потребует от вас большой выдержки, терпения. Верьте в то, что вы можете многое сделать для своего ребёнка.        

 

Литература:

1.      Носкова Л.П. О возрастной обусловленности различий в коррекционной работе с дошкольниками и школьниками//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 4.

2.      Кислякова Ю.Н., Ковалец И.В. Социально – эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - № 3.

3.      Носкова Л.П. Развитие речевой деятельности глухих дошкольников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - № 8.

4.      К итогам Общего собрания Российской академии образования. О раннем обучении детей с нарушениями слуха: из наследия семьи Рау. Из книги Н.А. Рау «Матерям маленьких глухонемых детей» //Дефектология. – 2005. - №3.

5.      Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста./ Под ред. д– ра пед. Наук Л.А. Парамоновой – М,: Карапуз – Дидактика, 2004, 2 – е изд., доп. и перераб.

 

 

Вернуться