Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

     Роль слуха в развитии ребёнка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире. Он познаёт предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств. И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребёнком. Ещё задолго до того, как ребёнок научиться спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких, которые незаметно для самих себя сопровождают свои действия словами, поясняющими ребёнку то, что он сам не смог бы так рано понять. Задолго до того, как ребёнок сам научится говорить, он усваивает значение многих слов и словосочетаний, обращённых к нему или произносимых рядом с ним его близкими.

     Каждый момент восприятия ребёнком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху восприятием обращённой к нему речи.

   Уже с начала второго года жизни ребёнок начинает понимать элементарную речь и связывает её с окружающими, доступными его непосредственному восприятию предметами и явлениями.

   В дальнейшем ребёнок благодаря слуху учится спрашивать и понимать ответы, понимать замечания взрослых по поводу его поведения, учиться сам выражать свои требования и просьбы, высказывать свои оценки и соображения по поводу наблюдаемых явлений Сначала он говорит лишь отдельные слова, затем – короткие фразы, и, наконец, овладевает связной речью, которая позволяет ему что – то рассказать, понять чей – то рассказ, книгу, которую ему читают.

   Известно, что даже незначительное понижение слуха, возникшее у ребёнка в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и отрицательно отразиться на его судьбе.

   Необходимо правильно организовать воспитание такого ребёнка.

   Для этой цели необходимо: обеспечить ребёнку хорошее физическое развитие и преобладание бодрого, жизнерадостного состояния; развивать мышление и речь, внимание, память; воспитывать у ребёнка потребность в общении с окружающими; воспитывать волю, правдивость, смелость, чувство товарищества; прививать ребёнку ряд элементарных культурно – гигиенических навыков и приучать его к самообслуживанию.
   Обращаясь к ребёнку в любые моменты его бодрствования, говорить голосом разговорной громкости, отчётливо, прямо в лицо ребёнка, чтобы он мог видеть обращённую к нему речь, чтобы он постепенно привыкал сосредоточивать своё внимание на выражении лица говорящего, его губ. Не разделять слова на слоги, говорить целой фразой, сохраняя естественный ритм, чтобы ребёнок мог впоследствии правильно подражать.

   Если  всегда говорить с ребёнком лицом к лицу и ежедневно, по несколько раз в день повторять одни и те же обиходные фразы, задавать вопросы, непосредственно касающиеся интересов и переживаний самого ребёнка, он постепенно научится понимать речь по движению губ, а потом начнёт и сам воспроизводить эти движения, т.е. говорить.

    Привитие ребёнку навыка сосредотачивать своё зрительное внимание на лице  и губах говорящего требует длительного и упорного труда. Основными предпосылками развития устной речи являются подражание, любопытство, внимание и память.

    Пособием для воспитания зрительного восприятия могут служить разноцветные палочки, шарики, мозаика, тряпочки, картинки одинакового содержания (чтобы ребёнок находил их по сходству), камешки, пуговки, ракушки. Приучать ребёнка рассматривать, сравнивать, находить, отбирать требуемое. Эти упражнения должны носить характер игры.

   Называя предмет, изображённый на картинке, или самую игрушку, надо приучать ребёнка каждый раз обращать внимание на движение ваших губ, запоминать это движение и сочетать его с определённым предметом или изображением. Таким образом развивается навык «чтения с губ» или понимание слов по движению губ. Упражнения в чтении с губ можно также проводить и в следующей игре: показать и затем спрятать картинку или предмет, который в данный момент просит ребёнок, и потом вместе с ребёнком искать его, называя каждый раз, как ребёнок взглянет на взрослого. Затем, найдя предмет, радостно показать его и опять отчётливо, весело и громко назвать, чтобы ребёнок и видел и слышал (в случае, если у него есть остаточный слух).

   Весь метод последовательного воспитания и развития устной речи нормального ребёнка всецело базируется на естественном развитии его интеллекта. Мы, не считаясь с физическим недостатком ребёнка, должны вести его по тем же ступеням к слову, по каким….поднимается его слышащий сверстник, а именно – к живому устному выражению своих желаний, вопросов, суждений. Ребёнок один не сможет переступить ни одной ступени – он будет зависеть долгие годы от своих воспитателей. Но тем не менее и  он сможет достичь возможности понимать окружающих и быть ими понятым.

 

 

Вернуться