Непосредственному формированию речи должна предшествовать работа по развитию слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, невербального мышления. Для этого необходимо использовать различные дидактические игры в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка.
Эти игры сопровождаются речью взрослого. В результате устанавливается контакт с ребенком. Ребенок может воспринимать элементарные инструкции, предъявленные в словесной форме или в виде жестов. Для детей с сенсорной алалией особенно важным является развитие слухового восприятия. Эту работу нужно начинать с обучения вычленению, опознанию и дифференциации неречевых звуков. С этой целью используются сначала звучащие игрушки. Взрослый совместно с ребенком проводит игру с игрушкой, издавая звучание. Затем взрослый прячет игрушку и предлагает ребенку её найти, ориентируясь на звук. Например, взрослый может нажимать на игрушку- пищалку ногой, при этом демонстрируя жестом «Где?», разводя руками и сопровождая жест поворотом головы и мимикой. Далее у ребенка формируется ассоциация между другой игрушкой и её звучанием. После этого проводится работа над дифференциацией звуков: взрослый закрывает игрушку от ребенка экраном и издает звучание одной из них, затем убирает экран и спрашивает, какая игрушка звучала. Все вопросы задаются словесно и сопровождаются выразительными жестами. Когда ребенок достаточно уверенно различает звучание игрушек, можно приступать к работе по различению речевых звуков, однако работу по различению неречевых звуков необходимо продолжать.
Для дальнейшего развития слухового восприятия звуковую среду следует сделать значимой для ребенка. С этой целью проводятся игры- упражнения на различение бытовых звуков- разрезания, складывания, шуршания бумаги, переливания воды, скрипа двери и т. п. Можно предложить «послушать тишину» и рассказать потом, какие звуки слышались за дверью и за окном. Развитие слухового восприятия полезно не только для развития речи, но и для совершенствования адаптационных способностей ребенка. Поэтому в дальнейшем можно перейти к обучению различать звуки улицы, различные природные звуки и т.п. Эта работа проводится как непосредственно на улице, так и с помощью магнитофонных записей. Для обучения различению речевых звуков нужно создать ассоциацию между речевым звуком и предметом. Например, можно поиграть с ребенком в паровозик, сопровождая эту игру звуком у, а потом – с машинкой, сопровождая её движения звуками би- би. Далее игрушки прячутся за экраном, и работа ведется аналогично тому, как при обучении различению неречевых звуков. Таким образом можно накопить первичный номинативный и глагольный словари- бух, дай, возьми, покажи, на, киса, обезьянка Чи- чи и т.п.
Существует две точки зрения по вопросам логопедической работы при сенсорной алалии. Первая заключается в том, что для успешного развития понимания речи нужно создавать такие условия, чтобы ребенок не имел альтернативных способов её восприятия. Такой подход является хорошим стимулом к развитию способности восприятия речи со слуха. Вторая точка зрения допускает обучение ребенка с сенсорной алалией чтению речи с губ и даже – дактильной речи. Необходимо привлекать зрительное внимание ребенка к произношению и вообще использовать любые средства, облегчающие коммуникацию, а в конечном счете- адаптацию ребенка. Но эту работу следует совмещать с интенсивным развитием слухового восприятия речи и постоянно создавать привлекательную для ребенка мотивацию к совершенствованию речи.