Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
 
 
          Непосредственному формированию речи должна предшествовать работа по развитию слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, невербального мышления. Для этого необходимо использовать различные дидактические игры в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка.
         Эти игры сопровождаются речью взрослого. В результате устанавливается контакт с ребенком. Ребенок может воспринимать элементарные инструкции, предъявленные в словесной форме или в виде жестов. Для детей с сенсорной алалией особенно важным является развитие слухового восприятия. Эту работу нужно начинать с обучения вычленению, опознанию и дифференциации неречевых звуков. С этой целью используются сначала звучащие игрушки. Взрослый совместно с ребенком проводит игру с игрушкой, издавая звучание. Затем взрослый прячет игрушку и предлагает ребенку её найти, ориентируясь на звук. Например, взрослый может нажимать на игрушку- пищалку ногой, при этом демонстрируя жестом «Где?», разводя руками и сопровождая жест поворотом головы и мимикой. Далее у ребенка формируется ассоциация между другой игрушкой и её звучанием. После этого проводится работа над дифференциацией звуков: взрослый закрывает игрушку от ребенка экраном и издает звучание одной из них, затем убирает экран и спрашивает, какая игрушка звучала. Все вопросы задаются словесно и сопровождаются выразительными жестами. Когда ребенок достаточно уверенно различает звучание игрушек, можно приступать к работе по различению речевых звуков, однако работу по различению неречевых звуков необходимо продолжать.
          Для дальнейшего развития слухового восприятия звуковую среду следует сделать значимой для ребенка. С этой целью проводятся игры- упражнения на различение бытовых звуков- разрезания, складывания, шуршания бумаги, переливания воды, скрипа двери и т. п. Можно предложить «послушать тишину» и рассказать потом, какие звуки слышались за дверью и за окном. Развитие слухового восприятия полезно не только для развития речи, но и для совершенствования адаптационных способностей ребенка. Поэтому в дальнейшем можно перейти к обучению различать звуки улицы, различные природные звуки и т.п. Эта работа проводится как непосредственно на улице, так и с помощью магнитофонных записей. Для обучения различению речевых звуков нужно создать ассоциацию между речевым звуком и предметом. Например, можно поиграть с ребенком в паровозик, сопровождая эту игру звуком у, а потом – с машинкой, сопровождая её движения звуками би- би. Далее игрушки прячутся за экраном, и работа ведется аналогично тому, как при обучении различению неречевых звуков. Таким образом можно накопить первичный номинативный и глагольный словари- бух, дай, возьми, покажи, на, киса, обезьянка Чи- чи и т.п.
          Существует две точки зрения по вопросам логопедической работы при сенсорной алалии. Первая заключается в том, что для успешного развития понимания речи нужно создавать такие условия, чтобы ребенок не имел альтернативных способов её восприятия. Такой подход является хорошим стимулом к развитию способности восприятия речи со слуха. Вторая точка зрения допускает обучение ребенка с сенсорной алалией чтению речи с губ и даже – дактильной речи. Необходимо привлекать зрительное внимание ребенка к произношению и вообще использовать любые средства, облегчающие коммуникацию, а в конечном счете- адаптацию ребенка. Но эту работу следует совмещать с интенсивным развитием слухового восприятия речи и постоянно создавать привлекательную для ребенка мотивацию к совершенствованию речи.
 
 
 

Вернуться